305-мм артиллерийская установка ТМ-3-12 на Красной Горке.
Установки ТМ-3-12 разработал инженер Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) А. Г. Дукельский. Эти уникальные артиллерийские системы получили 305-мм орудия с длинной ствола 52 калибра, поднятые в буквальном
смысле со дна моря, точнее, с затопленного в Севастополе линкора
«Императрица Мария», поскольку стволы столь большого калибра в России не выпускались с 1917 и по 1937 год (когда начали делать орудия для линкоров типа "Советский Союз").
Высокие баллистические
качества морских орудий имели и оборотную сторону - низкую живучесть. 305-мм пушка такого типа выдерживала всего 200 выстрелов, после чего ствол орудия с транспортера
снимался и отправлялся на завод («Большевик» или «Баррикады»), где
производилась замена внутренней трубы - операция, которая обычно длилась
несколько месяцев.
ТМ-3-12 на Красной
Горке. Вид спереди.
180-мм ж. д. установки ТМ-1-180 принципиально отличались от 305-мм и
356-мм установок. Вращающаяся часть ТМ-1-180 со 180-мм пушкой Б-1-П была
взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки МО-1-180. В
частности, были уменьшены габариты и толщина щита (лоб 38 мм, бок и
крыша 20 мм). Меньший калибр и увеличение числа опорных ног до восьми
позволили добиться кругового обстрела при стрельбе с рельсов.
Пушки Б-1-П производились заводом «Баррикады». Первый образец был
отстрелян в декабре 1934 года, последующие три в январе-марте 1935 года.
ТМ-1-180 на Красной
Горке.
В основном ж. д. батареи строились для борьбы с вражеским флотом.
Например, три 356-мм, три 305-мм и восемь 180-мм ж. д. орудий вместе со
стационарными береговыми батареями калибра 152/305 мм перекрывали огнем
вход в Финский залив. Поэтому германское командование не рискнуло использовать крупные надводные
корабли в Финском заливе.
На данный момент нам известно несколько мест, где можно увидеть эти установки:
1. форт Краснофлотский (Красная Горка), Ленинградская область. В наличии: ТМ-1-180 и ТМ-3-12 2. Железнодорожный музей на Варшавском вокзале, Санкт-Петербург. В наличии: ТМ-3-12 3. Поклонная гора, Москва. В наличии: ТМ-1-180 и ТМ-3-12 4. Еще несколько имеются во Владивостоке.
В Красной Горке эти транспортеры поставлены на стоянку еще в конце 70-х годов в составе небольшой музейной экспозиции форта. Рядом с транспортерами размещаются казематы 10” батареи, и также в качестве музейных установлены 6” пушка Канэ, в том числе такие устанавливались на форте, когда он был построен (1909-1916 годы), а также 100-мм палубная арт.установка Б-34 и 130-мм палубная арт.установка Б-13-IIС (но они были установлены уже именно к открытию экспозиции).
Во период развала 90-х годов установки выглядели вот так (на фото - ТМ-1-180):
Буквально чудом уникальные системы не были разрезаны на металлолом. Сейчас эти установки восстановлены, и выглядят вот так (фото той же ТМ-1-180, сделано в 2008 году):
На берегу залива также имеется мемориал - братская могила защитников Кронштадтской крепости. Форт находится в живописном месте на берегу Финского залива. Берег обрывистый (высота обрыва примерно 20 метров).
Сам форт - памятник российским инжинерам-фортификаторам, являющийся единственной в России сохранившейся береговой крепостью, внесший огромный вклад в оборону Ленинграда и Ораниенбаума в дни Великой Отечественной Войны, находится в запустении. Большая часть форта сейчас по-прежнему является недоступной (там располагается в/ч), но все равно там есть, что посмотреть. Остается только надеяться, что мы осознаем свою богатую историю, и форт обретет новую жизнь раньше, чем превратиться в ничто.
Неподалеку от форта, в районе п. Гора Валдай, была обнаружена заросшая позиция для ТМ-3-12.
Ситуацию по поводу железнодорожного музея на Варшавском вокзале СПб, думаю, особо комментировать не надо. Туда, как и на Поклонную Гору в Москве, орудийные транспортеры ТМ-3-12 пригнали относительно недавно (в музее ТМ-3-12 появился в 2000 году, а в Москве в 2002 году). Пригнаны они были из Ленинградской области, а точнее с консервационной базы из п.Лебяжье. Находятся во вполне приличном состоянии.
Между прочим, нужно отметить, что самым дальнобойным из реально построенных и испытанных артиллерийских орудий в истории человечества была отечественная 305-мм пушка СМ-33, которой предполагалось вооружить тяжелые крейсера типа "Сталинград" и железнодорожные установки. При массе снаряда от 231 до 467 кг ее дальность стрельбы составляла,
соответственно, от 127 до 53 км.
Для сравнения - немецкая 800-мм (!!!) пушка "Дора" имела дальность стрельбы лишь 48 километров. Вот фото, где снаряд этой пушки стоит рядом с танком Т-34:
Эта сверхпушка была применена Германией сначала для разрушения Севастополя, а потом привезена под Ленинград. Однако надежд немецкого командования не оправдала - советские артиллеристы при помощи описанных выше железнодорожных установок вели столь интенсивную контрбатарейную борьбу, что "Дору" пришлось в конце концов разобрать и отправить обратно в рейх.
О техническом уровне отечественных пушек говорит в том числе то, что подавляющее большинство отечественных орудий
сверхдальней стрельбы разработки периода 1946-1955 годов секретно до сих пор.