От Большого дворца и балюстрады, венчающей Большой каскад, открывается широкая панорама Нижнего парка, замыкающаяся водной гладью залива. 
  Необычайная по размаху, изумительная по живописности картина! Зеркальная лента канала, обрамленного фонтанами, исполин Самсон на скале, золоченые статуи и вазы на ступенях каскадов, мраморные колоннады с блистающими куполами, бассейны и чаши фонтанов, узорные цветники. И все это на фоне зелени и синеющего до горизонта морского простора. 
  Нигде, кроме Петергофа, нет такого сочетания каскадов, фонтанов и моря. Вслед за Леблоном об этой панораме можно сказать: "...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте”.
  Парк состоит из трех связанных между собой ансамблей:
 
 - Центральный (в XVIII веке его называли Петергофский)
  - Западный (Марлинский) 
  - Восточный (Монплезирский)
  Каждый из трех ансамблей Нижнего парка имеет свой эмоционально-образный строй, который отражается во всех составляющих его компонентах, которые в свою очередь состоят из самостоятельных микроансамблей — садов, отмеченных оригинальностью замысла. И в каждом из них достигнут синтез архитектуры и движущейся воды.
  В синтезе искусства и природы в Нижнем парке достигнута высшая гармония.
 
  
  Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю
естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой
дворец, перед которым сверкает золотом  Большой
каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана
"Самсон, разрывающий пасть льва". 
  От Большого каскада к морю ведет 
Морской
канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и
"Восточную". 
  В восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад 
"Шахматная
Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. 
  В западной части расположены 
павильон
Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.
  Основой планировки парка являются две системы
пересекающихся лучевых аллей. Пять аллей радиусами расходятся от Большого
каскада: к морю вдоль канала, к Эрмитажу и фонтану 
"Ева”
 (в западную часть), к Монплезиру и
фонтану "Адам”
 (в восточную часть).
Пятилучие пересекается с трезубцем больших
сквозных перспектив, начинающихся от
Марлинского пруда и идущих через парк в
восточном направлении: Морская
аллея связывает Марли
с Монплезиром, Березовая — с
площадью у каскада "Шахматная
гора", а Марлинская, протяженностью два
километра, доходит до самой восточной границы
парка.
Пересечение пятилучия и трезубца аллей
обогащено двумя звездами (этуалями) аллей,
направленных лучами от восьмигранных бассейнов
фонтанов "Адам” и "Ева”. Причем все основные
аллеи Нижнего парка или выходят на залив, или их
перспективы обязательно замкнуты водометами,
каскадами, фасадами зданий. И как бы ни была
велика аллея, ее перспектива, оживленная через
определенные интервалы вертикалями фонтанов,
бюстов, ваз, не кажется монотонной.   
 
 Фигурно или
геометрически подстриженные деревья и кусты
вдоль аллей образуют стены, или кулисы,
направляющие взгляд в определенную сторону, на
те или иные точки обзора, что создает единую
систему восприятия парка как в целом, так и
каждой его части в отдельности. 
  Не менее важный
элемент архитектуры Нижнего парка — партеры,
расположенные на выровненной поверхности или
углубленные (буленгрины). Их кружевные,
затейливые узоры созданы цветами, подстриженной
зеленью или выложены из гравия, изгари,
разноцветной каменной крошки, битого стекла. 
В планировке парка последовательно соблюден
принцип композиционного равновесия. Симметрично
по отношению к Большому дворцу, каскаду и каналу
расположены все фонтаны и павильоны
центрального ансамбля. В восточной и западной
частях парка симметрично Большому каскаду
размещаются Драконов и Марлинский каскады, и
перед каждым из них — парные фонтаны. На
одинаковом расстоянии от Большого дворца и
канала построены Эрмитаж и Монплезир, фонтаны
"Адам” и "Ева”.  
 Особенность Нижнего парка заключается в том,
что именно здесь было использовано все лучшее,
чего достигло европейское регулярное
паркостроение. Это объясняется, в частности, и
тем, что в создании петергофского ансамбля
приняли участие представители разных
национальных школ, и каждый из них, исходя из
общего замысла и своеобразия рельефа, вносил в
композицию новые выразительные элементы. 
  
		
	  |