Большой каскад, или, как его называли в XVIII столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в мировом искусстве.
Фасад Большого грота с каскадами вытянут на 40 метров с лишним. Каменный массив врезан в толщу земляного склона и является как бы монолитным контрфорсом, укрепляющим гору, на которой возвышается дворец.
Фасад грота ритмично расчленен глубокими арками, опирающимися на пилоны с гранитным цоколем. Замок каждой арки подчеркнут золоченым маскароном. Грот завершен сложным карнизом и мраморной балюстрадой. Справа и слева от грота расположены боковые каскады, каждый шириной 8 метров, с семью ступенями, имеющими фигурные выступы. Ступени украшены барельефами, кронштейнами, бронзовыми золочеными статуями и вазами на гранитных пьедесталах.
Полуциркульные окна-арки в стенах каскадов отделены друг от друга небольшими лопатками.
Перед аркадой грота находится фонтан «Корзинка», двадцати восьми низких наклонных струй, образующих подобие плетеной корзины, в центре которой поднимается девять высоких струй. Воды этого фонтана сливаются в ковш по трем уступам Среднего каскада.
Над гротом устроена терраса, южная сторона которой замкнута стеной с мраморной балюстрадой. В средней части стены — Малый грот с семью арками. Начиная от террасы, каскады идут уступами; против каждого из них зеркала террас, стены украшены большими маскаронами Нептуна и Вакха, выбрасывающими воду в мраморные раковины.
По сторонам маскаронов в неглубоких нишах помещены мраморные бюсты, олицетворяющие времена года.
Большой грот и каскады опираются на монолитный стилобат, закрытый туфом и украшенный декоративными гермами, пилястрами с золочеными вододействующими маскаронами. К стилобату примыкают полукруглые декорированные туфом постаменты с помещенными на них аллегорическими фигурами рек Волхова и Невы.
У подножия каскадов расположен ковш, в центре которого высится бронзовая группа Самсона. От ковша начинается канал, связывающий Большой каскад с морем.
Первоначальный проект фонтанов
Строительство грота и каскадов началось весной 1715 года. Первоначально Большой грот был задуман лишь с двумя боковыми каскадами. Ковшу предполагалось придать прямоугольные очертания.
В марте 1716 года продолжались земляные работы, а в мае каменщики приступили к закладке фундамента. В сентябре 1716 года в Петергоф прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон. Осмотрев единственное начатое в то время фонтанное сооружение, Леблон стал вносить улучшения в конструкцию каскада, применив для устойчивости своды, и дополнил его убранство новыми художественными деталями.
Леблон считал необходимым кроме „простых падучих вод" использовать „играющие воды" (т. е. фонтаны). Он предложил устроить в средней части грота „холодную залу" с двумя стенными фонтанами, а из двух боковых его помещений вывести лестницы на верхнюю террасу грота, с которой можно было бы подняться на эспланаду перед дворцом.
Проект Микетти
Леблон успел закончить возведение одного бокового каскада. После его смерти работы продолжал вести И.-Ф. Браунштейн, руководствовавшийся утвержденными проектами.
Однако возглавивший строительство преемник Леблона архитектор Н. Микетти представил Петру I новый проект грота и каскадов, сводившийся, по существу, к усилению скульптурной декорации всего сооружения. В 1721 году этот проект был рассмотрен Петром I, который внес в него ряд существенных дополнений и приказал поставить в гроте „стол с брызганием и органы", устроить на площадке перед ним фонтан, декорировать уступы каскадов, поставив на них „статуи и горшки через одну статую".
Помимо этого, над Большим гротом Петр предложил возвести „два грота маленьких", декорированных туфом, а в их аркадах сделать водяные завесы, которые должны внезапно закрывать вход в гроты.
Из проекта центральной части каскада, выполненного Микетти, а также гравюры С. Коровина, исполненной с чертежа Микетти в 1724 году, и из архивных документов видно, что в окончательном проекте все указания Петра I были учтены архитектором.
По проекту Микетти над Большим гротом располагалась балюстрада, раскрепованная посредине; в центре верхней стенки устраивался Малый грот, а завершающая все сооружение балюстрада, идущая перед фасадом дворца, обогащалась вазами.
На фасаде верхней террасной стенки на оси водопадных уступов Микетти поместил два фонтанных маскарона с чашами, в которые ниспадала вода.
Для установки барельефов и вододействующих маскаронов архитектор увеличил высоту водопадных уступов, уменьшив их число на каскаде до семи, и устроил на каждом уступе по два водомета, о которых писал ещё Леблон.
На площадке перед Большим гротом Микетти, так же как и Леблон, запроектировал фонтан.
Для осуществления нового проекта пришлось капитально переложить стены и своды каскадов и заново выполнить прокладку разветвленных фонтанных труб. После перекладки уступы каскадов покрыли лещадной плитой, поверх которой настлали листовой свинец.
В конце 1721 года террасную стену над гротом завершили балюстрадой из белого мячковского камня, добывавшегося в селе Мячкове возле Москвы.
В марте 1722 года Петр I, стремясь быстрее окончить отделку интерьеров Большого грота, приказал „сделать фонтану только в среднем нишеле, а протчие нишели и стены убрать туфштейном и протчим без раковин".
Летом 1723 года на площадке перед аркадой Большого грота Микетти начал устройство фонтана. Петр I дважды вносил изменения в первоначальный проект.
Созданный Микетти оригинальный фонтан „Кольцо" состоял из восьми невысоких и восьми высоких струй, составлявших два кольца. В центре водяных колец поднималась из трубы самая мощная, пустотелая (менажерная) семнадцатая струя фонтана.
Пуск Большого каскада
Фонтаны Большого каскада были открыты в августе 1723 года, но их пуск не означал завершения всех намеченных работ. Они велись и в последующие годы.
В январе 1724 года Петр I приказал заменить два маскарона на верхней террасе грота большими по размерам. Из Пудости был доставлен известняк для изготовления чаш к этим фонтанам. В июне 1724 года были установлены маскароны, отлитые из свинца по рисунку М. Г. Земцова и модели Б. К. Растрелли.
Создание грандиозного фонтанного сооружения, включавшего два грота, три каскада, десятки фонтанов и разнообразное скульптурное убранство, потребовало целого десятилетия. На протяжении двух последующих столетий Большой грот с каскадами сохранил целостность первоначальной композиции, хотя часть элементов декоративного убранства была утрачена или претерпела различные изменения.
В 1856 году архитектор А. И. Штакеншнейдер предложил вновь перестроить обветшавший грот и стилобат, облицевав их полированным финским гранитом и мрамором, однако его проект не был осуществлен.
Перестройка Большого грота с каскадами началась зимой 1859–1860 года, под руководством архитектора Н. Л. Бенуа. Над каскадом был построен «балаган» — тепляк, в котором работали до ста пятидесяти каменщиков и гранитчиков.
Бенуа почти полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Весь плитный камень на водопадных уступах был снят, расчищен и частично заменен новым, а под пяты столбов аркады Большого грота подведен гранитный цоколь. Водопадные уступы у центрального каскада были переложены.
В 1860 году Бенуа предложил облицевать каскад гранитом и мрамором. Хотя предложение Бенуа получило одобрение, но осуществлены были главным образом конструктивные изменения, и облик Большого каскада перетерпел искажении.
Однако в стенах боковых каскадов Бенуа пробил полуциркульные окна с железными решетками. Одновременно по его проекту фонтан «Кольцо» был переделан в «Корзинку», образованную двадцатью восемью невысокими дуговыми струями, сплетающимися одна с другой, подобно прутьям цветочной корзинки; девять средних струй фонтана напоминают по виду водяные тюльпаны.
Парные струи на уступах боковых каскадов в первой четверти XVIII века поднимались до высоты статуй. Бенуа увеличил высоту струй, поднял их выше скульптур и придал им вид водяных пропилеев.
Капитальные работы по Большому каскаду, устройство специальных кирпичных сводчатых галерей для осмотра фонтанных труб явились важнейшим моментом в цепи работ, направленных на придание нужной прочности всему сооружению.
При перестройке Большого каскада не была возобновлена туфовая отделка внутри и снаружи грота, не были восстановлены колонны между арками и мраморные настилы на площадках перед гротом и над ним. В 1874–1879-х годах для покрытия площадок на гроте и перед ним был впервые применен асфальт.